Школа йоги Сурья

Что такое йога?

Если спросить обычных людей, что они понимают под словом йога, ответы будут сначала примерно одинаковыми: йога – это такие индийские физические упражнения. Дальше начинается полная путаница, сотканная из прочитанных когда-то заметок в газете или увиденных по телевизору сюжетов. Одни уверены, что йога абсолютно точно является религией, другие называют ее восточной философией.
При этом добрая половина людей хотели бы заниматься йогой, но только на физическом уровне, без всяких духовных составляющих. Почему?
Йогу воспринимают как что-то чужеродное, имеющее какой-то темный пугающий подтекст, обязывающий к определенному образу жизни, аскетизму, вере в чужих богов и так далее. Йогу воспринимают как некую философскую систему, которая ведет к разрушению привычной жизни и насильственной смене приоритетов и идеалов.
Так ли это на самом деле?
 
Философия?
Философия – учение об основных принципах познания и бытия, она стремится выяснить общую связь всего сущего и объединить все области человеческого знания, исследуя их основы. Грубо говоря, это попытка найти истину путем умозаключений. Но йога не использует умозаключения. Йога – это, прежде всего, практика. Реальная практика для достижения состояния, в котором истина становится не умозрительным заключением, а просто ЗНАНИЕМ.
Да, йога тоже стремится выяснить общую связь всего сущего, но это достигается совсем другим путем. Несовершенный человеческий ум, круто замешанный на собственном Эго, просто отбрасывается в сторону (на самом деле это совсем не просто, но мы поговорим об этом в другой раз). И когда мысли – волнения ума – останавливаются, знание о единстве всего, что есть на Земле, приходит самым естественным образом. Поскольку человек в принципе является частью всего Сущего, только не замечает этого, погруженный в производство умозаключений. Суета ума забирает у него всю энергию, искажает восприятие мира, как призма искажает изображение. А с помощью йоги человек всего лишь избавляется от волнений и суждений. Его ум становится кристально чистым и он обретает Знание.
Впоследствии человек, конечно же, пытается вербализировать для себя достигнутый опыт. То есть, йога и философия похожи, поскольку используют похожие понятия для вербального объяснения того, что очень трудно выразить словами.
 
Религия?
Религия – это вера во что-то, чего, в принципе нельзя ни увидеть, ни потрогать. Это безусловная вера в то, что вам говорят. И если ты слабо веришь, ты не доберешься до конца пути, потому что идешь по нему на ощупь. В йоге нет веры. В йоге есть только ЗНАНИЯ.
Йога вообще не имеет никого отношения к религии, как думают некоторые. Единственное упоминание о каком-либо божестве в учении о йоге есть только в легенде о том, что йогу людям дал индийский бог Шива.
Но ведь родина йоги в Индии. И ничего тут не попишешь. Говорить о какой-либо религиозной составляющей йоги только на основании упоминания индийского божества Шивы все равно, что заявлять об идентичности иудаизма и католицизма только потому, что Иисус был евреем.
Но мало кто знает, что во всех религиях есть молитвенные практики для достижения той же цели, которую преследует йога – отключение мыслей и слияние с вечностью (Богом).
То есть йога и религия используют схожие практические методы, что не является основанием ставить между ними знак тождественности.
 
Только тело?
Можно ли заниматься йогой без ее духовной составляющей? Ответ простой: можно. Это принесет здоровье. Главное только – научиться правильно обращаться со своим телом. Не навредить ему. И легкость в теле обязательно образуется.
Но дальше что? Люди получают здоровое тело, но для чего? Мы же состоим не из одного тела. Там, внутри нас, есть нечто, которое стремится вырваться из вереницы каждодневных привычных действий, найти смысл в собственном существовании. Сколько людей ходят к психоаналитикам и глотают таблетки, чтобы избавиться от депрессии, наступившей от внезапного осознания того, что жизнь уходит, а смысла в ней нет! Перестают они видеть смысл в карьере, машине, квартире, любовнице и вечном страхе потерять все это и свое благополучие.
И наступает момент, когда вдруг рождается вопрос: а зачем я живу? Встаю каждый день, делаю какую-то работу, обсуждаю с друзьями политику, футбол, женщин, мужчин, шмотки и звезд, ложусь спать, снова встаю. Как тут не впасть в депрессию, когда много лет ходишь по замкнутому кругу. И приходишь к смерти. И все.
Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Одному вполне достаточно дарить своему телу удовольствия, другому – родить сына и посадить дерево. А третьи вообще не задают себе такого вопроса. И никто из них не лучше и не хуже. Это данность и все это правильно. Потому что люди рождаются на земле, чтобы получить опыт. Разный опыт. Потому что находятся на разных этапах эволюции.
И если ты понимаешь, что нефизическая часть тебя задыхается в тисках повседневности, начинается духовный поиск. Люди идут или в церковь, или к шаманам, или на боевые искусства, или на йогу. А единого ведь пути, приемлемого для каждого, просто нет. Все мы разные. И что для русского хорошо, для немца – смерть.
 
Йога – это жизнь
Что же такого пугающего в йоге? Если вам на каждом занятии говорят: простите всех, кто вас обидел, остановитесь в этом мире вечной суеты, побудьте здесь и сейчас, освободите голову от ненужных мыслей, и просто посмотрите внутрь себя.
Разве в этом есть что-то предосудительное, или религиозное, или чуждое и страшное? Конечно, очень нелегко заглянуть в себя. Многие не хотят и боятся это делать. Почему? Может, они боятся, что ничего там не увидят?
Не нужно путать божий дар и яичницу. Йога – это НЕ религия, НЕ философия. Йога – это система практических принципов, использованных на практике и давших результаты. Йога – это реальность. Не игра словами как в философии, и не просто вера во что-то, чего нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Это именно практические приемы, которые помогают достигать определенного рода состояния. И остаться наедине с самим собой.
Йога – это жизнь. Наша каждодневная жизнь, если мы, конечно, делаем какие-то усилия на пути к совершенству. Если мы растим в себе любовь ко всему сущему, одушевленному и неодушевленному, если мы несем свет в себе, если мы не держим зла на обидчиков и сострадаем обиженным – мы занимаемся йогой в высшем понимании этого слова. 


Автор статьи, главный редактор журнала "Йога", Таня Танская.